Тыл Красной армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Фотоархив

Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны

Актуальность опыта Великой Отечественной войны не подлежит сомнению и на сегодняшний день, поскольку, несмотря на изменение геополитической обстановки, развитие форм и способов вооруженной борьбы, совершенствования вооружения, в том числе основанного на новых физических принципах, основные подходы, заложенные в суровые годы жестокой войны 1941 – 1945 годов, остаются применимы и к сегодняшним реалиям.

Несмотря на вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину 22 июня 1941 года, советский народ встретил эту агрессию мужественно и стойко, что вполне обосновано, так как проведенная руководством страны индустриализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства буквально за 12 лет позволили разоренную Первой мировой и гражданской войнами страну превратить в мощную индустриальную и аграрную державу, добиться полной экономической независимости.

Экономика страны показывала в тот период рекордные темпы роста.

По общему объему промышленной продукции СССР до начала войны вышел на первое место в Европе и второе место в мире (после США).

За три предвоенные пятилетки было построено более 9 тысяч крупнейших промышленных предприятий. Были созданы предприятия металлургической промышленности, добычи нефти, центры машиностроения, цветной металлургии, химической, текстильной, пищевой промышленности, из них значительная часть вновь создаваемой индустриальной базы страны располагалась в удаленных от западной границы районах СССР – на Урале, в Поволжье, Западной и Восточной Сибири, Средней Азии.

С учетом возрастания угрозы войны все большее значение уделялось созданию современных видов вооружения и военной техники, способных дать отпор агрессорам в случае их нападения. В кратчайшие сроки были созданы авиационное, тракторное машиностроение, в том числе Сталинградский, Харьковский, Ленинградский тракторный заводы, автомобильное и судостроительное производства, составившие основу оборонной промышленности. Одновременно были построены новые и реконструированы старые заводы по производству артиллерийского и стрелкового вооружения, боеприпасов.

Значительно увеличились расходы на оборонную промышленность, которые к 1940 году составили 32 % государственного бюджета страны (56,8 млрд рублей).

Возрос уровень товарного производства сельскохозяйственной продукции в результате проведенной коллективизации сельского хозяйства СССР.

Таким образом, предпринятые советским правительством меры по развитию народного хозяйства Советского Союза позволили с честью выдержать нападение крупнейшей на тот момент армии мира и ее сателлитов на нашу страну, тяжелейшие испытания ужасной войны и обеспечить, в конце концов, победу над фашистской Германией и ее союзниками.

Однако в силу того, что, во-первых, был нарушен Пакт о взаимном ненападении в течение 10 лет, во-вторых, только с 1 сентября 1939 года была введена всеобщая воинская обязанность и по ряду других причин в первые месяцы войны Красная Армия претерпела ряд неудач. Враг летом 1941 года уже оккупировал основные западные районы страны. Свыше 80 % всех предприятий оборонной промышленности, в том числе 94 % авиационных заводов, оказались в зоне боевых действий или в прифронтовых районах.

С момента нападения перед советским правительством встала труднейшая задача срочного перевода всех отраслей народного хозяйства на военные рельсы и обеспечения действующей армии современной военной продукцией в условиях резко снизившихся производственных мощностей.

С первых дней войны руководство страны приняло за основу главный военный принцип управления, – единоначалие, положив в основу управления экономикой и армией государства в самый критичный период его существования единый орган – Государственный Комитет Обороны – структуру, постоянно державшую в поле зрения все вопросы жизни и деятельности страны, подчинив их решению главной задачи – достижению победы над врагом.

Избранный председателем Государственного Комитета Обороны И.В.Сталин, наряду с этим возглавил Народный комиссариат обороны СССР, стал Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, а учетом того, что он до начала войны был генеральным секретарем ЦК ВКП (б) и председателем Совета народных комиссаров СССР, то концентрация власти и ответственности была сосредоточена практически в руках одного человека, что позволило успешно осуществлять руководство, как фронтом, так и тылом, а также внешней политикой.

Советское правительство понимало, что победа будет достигнута не только винтовкой солдата, но и наличием материальных ресурсов страны и героическим подвигом тружеников тыла.

За время войны Государственным Комитетом Обороны было принято почти 10 тысяч постановлений, из которых три четверти принимались по вопросам, касающимся функционирования экономики и организации военного производства, то есть Тыла страны.

Но даже еще до создания Государственного Комитета Обороны был принят ряд стратегических решений для принятия мер по отражению агрессии.

Так, уже 24 июня 1941 года при Совете народных комиссаров СССР был создан Совет по эвакуации – для руководства эвакуацией населения, учреждений, военных и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей на восток страны – на Урал и за его пределы, в районы, недостижимые для врага.

29 июня 1941 года Советом народных комиссаров СССР и Центральным комитетом ВКП (б) была издана директива партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков, призывающей укрепить Тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность. Лозунг «Все для фронта – все для Победы!» стал главным лозунгом советского народа на все годы Великой Отечественной войны.

За 1941 – 1942 годы из прифронтовых районов вглубь страны были эвакуированы более 10 миллионов человек, свыше 1,5 тысяч крупных промышленных предприятий, множество оборудования, сельскохозяйственной техники, большое количество скота, миллионы тонн зерна и других сельскохозяйственных продуктов.

Труженики тыла, зачастую на пустом месте, собирали эвакуированное оборудование и незамедлительно приступали к выпуску продукции для фронта, работали, не покладая рук, в условиях голода и холода, на пределе возможностей человека для обеспечения Победы советского народа в борьбе над <фашизмом class="">

Масштаб проведенной народом СССР работы сопоставим с подвигами советских солдат в крупнейших операциях Великой Отечественной войны.

Уже в 1942 году перевод экономики страны на военные рельсы в целом был завершен и уровень производства продукции военного назначения превысил 86 % по отношению к довоенному периоду.

Военная промышленность страны, достигшая к осени 1942 года значительного развития, не только увеличивала выпуск вооружения и военной техники, но и, благодаря неустанному труду советских ученых и конструкторов, осваивала выпуск новых средств оружия.

Ценой титанических усилий советского народа были решены сложнейшие задачи по увеличению мощностей угольной, металлургической и других видов промышленности, наращивание сырьевой и продовольственной баз на востоке страны.

«Русским чудом» называли западные аналитики тот факт, что наш народ сумел героическим трудом преломить существовавшее на тот период времени ведущее в мире промышленное превосходство фашистского агрессора и победить его в самой страшной войне в истории человечества.

В невиданном объеме и размахе раскрывалось мужество советского народа в годы Великой Отечественной войны!

Созданная в ходе Великой Отечественной войны советская военная экономика сумела превысить мощь и мобильность фашистской Германии. После и немецкие военачальники признавали, что одной из главных их ошибок была недооценка возможностей советского народного хозяйства.

За эти годы тяжелейших испытаний, имея по сравнению с нацистской Германией в 3 раза меньше металла и в 4 раза меньше угля, труженики советского тыла произвели в 2 раза больше самолетов, почти в 1,5 раза больше снарядов, бомб и мин, чем промышленность третьего рейха.

Особо следует отметить огромный вклад в укрепление оборонной мощи страны советских женщин.

Миллионам женщин пришлось овладеть профессиями, которые всегда считались исконно мужскими, не согнувшись под тяжестью всех выпавших на них невзгод. Именно советские женщины вынесли на своих плечах основную тяжесть труда в тылу страны. Достаточно сказать, что в оборонной промышленности значительную часть составляли женщины: 42 % – в авиационной промышленности, 45 % – вооружения, 54 % – боеприпасов.

С 1941 по 1945 годы женщин, овладевших профессией токаря, увеличилось в 2 раза, слесаря – в 3 раза, водителя – в 8 раз.

Даже такой тяжелой мужской профессией как шахтер, женщины овладели вполне успешно. В Кузбассе в 1941 году при потере Донецкого угольного бассейна шахтерами работало более 40 тысяч женщин, а в самом тяжелом для региона 1942 году – более 60 тысяч.

Объективности ради, необходимо отметить, что некоторую роль в материальном обеспечении издержек страны сыграли союзнические поставки.

Однако согласно официальной статистике удельный вес союзнических материальных средств, использованных Красной Армией в Великой Отечественной войне, составил около 4 процентов по отношению к отечественному производству.

Главным связующим звеном между экономикой страны и действующей армией был Тыл Вооруженных Сил СССР, являющийся его составной частью, который выполнял задачи по доведению до войск и поддержанию в исправном состоянии вооружения и военной техники, обеспечению продовольствием, боеприпасами, горючим и другими необходимыми для ведения боевых действий материальными средствами.

К сожалению, к началу Великой Отечественной войны в Красной Армии не существовало единой централизованной системы тылового обеспечения. Структуры центральных органов управления тылом были подчинены шести различным начальствующим субъектам Народного комиссариата обороны СССР и других ведомств:

Главное автобронетанковое управление непосредственно подчинялось Народному комиссару обороны СССР Маршалу Советского Союза С.К.Тимошенко;

первому заместителю Народного комиссара обороны Маршалу Советского Союза С.М.Буденному – Главное интендантское управление (управления продовольственного, обозно-вещевого снабжения и квартирного довольствия), Санитарное и Ветеринарное управления;

начальнику Генерального штаба Красной Армии генералу армии Г.К.Жукову – управления устройства тыла, военных сообщений, горюче-смазочных материалов, автодорожный отдел;

заместителю Народного комиссара обороны Маршалу Советского Союза Г.И.Кулику – Главное артиллерийское управление;

В подчинении Народного комиссариата внутренних дел находились Главное управление строительства аэродромов и Главное управление шоссейных дорог.

Особый железнодорожный корпус подчинялся Народному комиссариату путей сообщения.

Уже первые дни войны показали неэффективность и неуправляемость системы тылового обеспечения войск, что отразилось как на снабжении войск, так и, в особенности, на эвакуации раненых.

Начало войны показало, что разобщенность тыловых служб, отсутствие единого центра проявилось в неуправляемости тыловыми службами стратегического, оперативного и тактического уровня и отсутствии связи.

По инициативе заместителя народного комиссара обороны СССР генерал-лейтенанта интендантской службы А.В.Хрулёва, 1 августа 1941 года был издан приказ народного комиссара обороны СССР об организации Главного управления Тыла Красной Армии, управлений тыла фронта и армии и положения об этих управлениях, что легло в основу формирования централизованной системы управления тыловым обеспечением войск, отвечающей условиям Великой Отечественной войны.

Начальнику Тыла Красной Армии в ходе войны подчинялись: Главное управление Тыла Красной Армии в составе штаба, инспекции начальника Тыла, управления военных сообщений и автодорожного управления, Главное автомобильное управление, Главное управление продовольственного снабжения, Финансовое управление Красной Армии, Управление снабжения горючим, Санитарное и Ветеринарное управления Красной Армии, а также Управление по персональному учету потерь младшего начальствующего и рядового состава.

В связи с созданием самостоятельных органов тыла требовались квалифицированные кадры.

Председатель Государственного Комитета Обороны и Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР, он же Народный комиссар обороны СССР, принимает экстраординарные меры – осознавая значимость обеспечения действующей армии к непосредственному решению вопросов снабжения армии, советским правительством были привлечены наркомы отраслей промышленности, отвечающих за производство продукции для фронта, и другие видные государственные деятели.

На должности руководящего состава органов управления снабжением Советской Армии были назначены:

заместитель Народного комиссара легкой промышленности СССР Н.С.Сметанин – заместителем начальника Вещевого управления;

заместитель Народного комиссара торговли СССР А.И.Смирнов – начальником Главвоенторга;

заместитель начальника Главнефтесбыта при Совете Народных комиссаров СССР М.И.Кормилицин – начальником Управления снабжения горючим;

начальник военно-мобилизационного управления наркомата путей сообщения И.В.Ковалев – начальником Центрального управления военных сообщений Красной Армии.

Таким образом обеспечивалась связь народного хозяйства с действующей армией. Прибывшие работники хорошо знали специфику работы различных отраслей промышленности, возможности регионов нашей страны по производству продукции и пользовались большим авторитетом у руководящего состава различных отраслей народного хозяйства.

Назначенных на должности первых начальников тыла фронтов – заместителей командующих фронтами инструктировал лично Верховный Главнокомандующий.

Ознакомив их с положением на фронтах, он обратил внимание на исключительные трудности подачи войскам материальных средств и эвакуации раненых. При этом он указал: «Война требует железного порядка в снабжении войск. Этот порядок должен наводиться твердой рукой начальников тыла фронтов, армий. Вам нужно быть диктаторами в тыловой полосе своих фронтов, это каждый должен хорошо усвоить».

В течение всей войны Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР занимался вопросами тыла не меньше, чем вопросами фронта.

Особое пристальное внимание в ходе войны он уделял вопросам питания военнослужащих.

В первые месяцы войны снабжение войск Действующей армии и военных округов продовольствием осуществлялось по нормам мирного времени, но в связи с оставлением значительной части территории врагу и ее оккупацией, ресурсная база сократилась, поэтому 12 сентября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление. Были дифференцированы нормы снабжения для военнослужащих действующей армии (6 норм) и не входящих в действующую армию (8 норм).

За организацией питания и доведением пайка до довольствующихся был установлен жесткий контроль со стороны командиров и начальников всех степеней, вплоть до Верховного Главнокомандующего.

Так, в апреле 1942 года приказом Народного комиссара обороны СССР по результатам проверки начальник тыла 50 армии генерал-майор А.Я.Сурков за несвоевременное обеспечение войск средствами продовольственного снабжения был преданы суду военного трибунала. Был также наказан командующий армией генерал П.Г.Болдин и член Военного совета армии К.В.Сорокин, а командующий войсками Западного фронта генерал армии Г.К.Жуков и член Военного совета Н.А.Булганин, перед войной занимавший должность заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР, спустя месяц по приказу Верховного Главнокомандующего лично докладывали об устранении недостатков в снабжении 50 армии продовольствием.

Сложная ситуация складывалась и на железнодорожном транспорте. Когда в 1942 году положение дел на железных дорогах нашей страны стало совсем критичным, И.В.Сталин освобождает от должности поста народного комиссара путей сообщения СССР члена Политбюро К.М.Кагановича и поставил на эту должность начальника Тыла Красной Армии А.В.Хрулева, который в течение года в один из сложнейших для нашей страны периодов совмещал две эти должности с сумел исправить положение дел на железнодорожном транспорте.

Органам тыла в течение всей Великой Отечественной войны приходилось вести напряженную работу на пределе человеческих возможностей, прежде всего, в битве под Москвой и, особенно, в Сталинградской битве.

Битва под Москвой

Наличие крупного железнодорожного узла города Москва и развитой сети железных дорог позволило, благодаря тщательнейшему планированию перевозок, осуществить переброску резервов с востока страны и обеспечить действующую армию всем необходимым. Общий объем оперативных перевозок составил практически 100 тысяч вагонов, централизованные снабженческие перевозки составили свыше 20 тысяч вагонов. При этом многие железнодорожные транспорты подавались не только до выгрузочных станций, но и непосредственно до огневых позиций артиллерии.

К началу контрнаступления были восполнены не только текущие запасы материальных средств в войсках, но и созданы значительные запасы на фронтовых, армейских складах и базах Центра.

Сталинградская битва

Особо сложное положение Красной Армии в битве под Сталинградом также явилось проверкой способности органов тыла по снабжению войск в тяжелейших условиях.

Свои задачи органам тыла в Сталинградской операции приходилось выполнять в чрезвычайно сложной обстановке. В ходе оборонительного сражения тыловые части и учреждения понесли значительные потери, запасы материальных средств в войсках в результате непрекращающихся боев были израсходованы, а на складах армий и фронтов – истощены. Склады центрального подчинения были расположены на большом удалении от обеспечиваемых войск, большинство имевшихся автомобильных дорог проходило параллельно линии фронта.

Подготовка тыла к контрнаступлению производилась скрытно. Задачи до исполнителей доводились устно, подвоз материальных средств осуществлялся только в темное время суток.

Материальные средства подвозились всеми видами транспорта, однако их накопление производилось медленнее, чем прибывали войска. В связи с этим Верховный Главнокомандующий перенес начало контрнаступления с 9 – 10 ноября на 19 – 20 ноября 1942 г.

Созданные к этому времени запасы материальных средств позволили обеспечить начало контрнаступления наших войск.

В ходе контрнаступления было израсходовано значительное количество материальных средств. Расход боеприпасов за 83 дня операции составлял порядка 60 вагонов (1 200 т) в сутки, однако налаженная к тому времени система снабжения позволила в полной мере обеспечить потребности фронта.

Курская битва

Еще более масштабный объем работы предстояло выполнить органам тыла в Курской битве. По сравнению с битвой под Сталинградом объем подвоза материальных средств составил 235 %. Однако заблаговременность подготовки Курской битвы позволила обеспечить своевременное и полное ее обеспечение материальными средствами.

Особенностью Курской битвы явилась высокая плотность войск, насыщение их вооружением и военной техникой, в силу чего в ряде случаев на одной линии с армейскими тыловыми частями размещались фронтовые.

Третий период войны

Напряженной работы органов тыла требовали и решающие операции третьего периода Великой Отечественной войны.

Как показал опыт, в наступательных операциях Красной Армии весной 1943 года возросли случаи отставания запасов материальных средств от обеспечиваемых войск. Это было обусловлено тем, что в существовавшей на тот момент системе снабжения войск, нижестоящие соединения и части сами подвозили себе со складов вышестоящего звена выделенные им материальные средства.

В связи с этим Государственный Комитет Обороны 24 мая 1943 года принял решение об ответственности старшего начальника за организацию подвоза всех материальных средств в подчиненные соединения и части, который является одним из основных принципов снабжения войск и по сей день.

Другая особенность освобождения захваченных территорий заключалась в том, что не было возможности рассчитывать на местные ресурсы, разрушенные противником, в первую очередь – продовольствие. Это приводило к необходимости увеличивать объемы подвоза материальных средств войскам.

Операция «Багратион»

Так, для подготовки и проведения Белорусской стратегической операции, по расчетам войскам необходимо было подать 400 тысяч тонн боеприпасов, 300 тысяч тонн горючего, около 500 тысяч тонн продовольствия и фуража, что было физически невозможно осуществить всеми имеющимися видами транспорта в установленные сроки. Снабжение фронта материальными средствами из резерва Центра позволило начать операцию 23 июля 1944 года.

Важные задачи выполняли органы тыла по восстановлению народного хозяйства на освобожденной территории страны. Вместе с войсками двигались оперативные группы, немедленно приступающие к возрождению хозяйственной и культурной жизни оккупированных территорий.

Висло-Одерская стратегическая наступательная операция

Подготовка 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов к проведению Висло-Одерской операции также началась заблаговременно.

Концентрация сил и средств на плацдармах сражения была необычайно высокой. Так, на 1-ом Белорусском фронте было сосредоточено более 40 % вагонов боеприпасов из всех, имевшихся на советско-германском фронте.

К началу операции тыловые части и учреждения были максимально приближены к войскам, что было обусловлено необходимостью создания благоприятных условий для войск при прорыве тактической обороны.

Заключительный этап войны

В заключительных операциях Великой Отечественной войны – Берлинской и Пражской – советскими войсками вместе с обеспечивающими их структурами был использован весь накопленный боевой опыт.

Вследствие небольшой глубины Берлинской операции, плотности ведения огня и больших потерь личного состава, фронтовые тыловые части не перемещались практически вообще. Во время штурма Берлина в непосредственной близости развернулись резервные армейские госпитали, для розыска и эвакуации раненых создавались специальные команды.

В среднем за день боя в Берлине расходовалось свыше 300 вагонов различных боеприпасов и других материальных средств, однако органы тыла сумели своевременно снабжать войска, обеспечив Великую Победу советского народа.

Велика роль и значение Тыла СССР и его Вооруженных Сил в победном исходе Великой Отечественной войны.

Во-первых, как гласит азбучная истина военной науки, победа в любой войне, а тем более такой затяжной и кровопролитной, какой явилась Великая Отечественная война, протяженностью 1418 дней и ночей, зависит не только от военного искусства полководцев, но и от уровня организации материально-технического обеспечения войск, то есть от крепкого тыла.

Во-вторых, опыт Великой Отечественной войны показал, что бесперебойность снабжения войск является одним из главнейших условий победы в любой войне.

В-третьих, опыт войны показал, с учетом континентального характера театров военных действий, важное значение, имело эффективное руководство органами управления тылом в организации подвоза вооружения, военной техники и других материальных средств.

Как говорил Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР И.В.Сталин заместителю наркома обороны СССР – начальнику Тыла Вооруженных Сил в момент назначения его на должность Народного комиссара путей сообщения: «Я отдаю себе отчет, как сложна и ответственна выполняемая Вами работа начальника Тыла. Но снабжение фронта – это, прежде всего, подвоз!».

Всего за годы Великой Отечественной войны Тыл Вооруженных Сил принял от промышленности и обеспечил хранение и подвоз войскам (силам) свыше 65 миллионов тонн горючего, боеприпасов, продовольствия и фуража. Общий пробег только автомобильного транспорта составил свыше 2,5 миллиардов километров, что эквивалентно свыше 60 тысячам размерам протяженности нашей планеты по экватору.

В-четвертых, первый и второй периоды Великой Отечественной войны, показали, что в самых тяжелых условиях ведения боевых действий, прежде всего в обороне, из всей номенклатуры материально-технического обеспечения войска выше всего ставили продовольствие, боеприпасы и горючее

В начале 1942 года 33-ая армия под командованием авторитетного командующего Н.Г.Ефремова не выполнила поставленные задачи, поскольку войска не были обеспечены продовольствием и боеприпасами. А в октябре – ноябре 1942 года командующий 62-ой армией, оборонявшей Сталинград, генерал В.И.Чуйков телеграфировал заместителю начальника Тыла Вооруженных Сил генералу В.И.Виноградову: «Не шлите мне фуфайки и телогрейки, мы и без них в окопах обойдемся. Шлите, в первую очередь, боеприпасы».

В-пятых, Тыл выполнял не только задачи по обеспечению войск действующей армии всем необходимым для успешного ведения боя, но и народно-хозяйственные задачи, которые выполнялись неразрывно как в интересах всей страны, так и ее Вооруженных Сил.

Это Тыл Вооруженных Сил стоил «Дорогу жизни» Ленинграда, это Тыл Вооруженных Сил построил нефтепровод по дну Ладоги и обеспечил продовольствием население, в числе прочих мероприятий позволивший жителям блокадного города выстоять в нечеловеческих условиях существования, когда норма обеспечения хлебом была снижена до минимума, необходимого для поддержания жизни человека. Минимальная норма для рабочих и инженерно-технических работников достигла 250 г. в сутки, для служащих, иждивенцев и детей – по 125 г.

А вообще всего за годы войны было построено свыше 120 тысяч километров железных дорог, возведено более 15 тысяч мостов и тоннелей, дорожные войска построили и восстановили около 100 тысяч километров автомобильных дорог.

В-шестых, Тыл Вооруженных Сил принимал активное участие в оказании помощи населению освобожденных стран Восточной Европы продовольствием и другими необходимыми материальными средствами.

По решению советского правительства народам, освобожденным от фашизма – Польши, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Германии из запасов Красной Армии было выделено свыше 900 тысяч тонн продовольствия, а транспорты с молоком и другими продуктами для детей Берлина пропускались наравне с оперативными эшелонами.

И, наконец, важную роль в организации деятельности Тыла в течение всей войны сыграл тот факт, что во главе вновь созданного централизованного и маневренного Тыла Вооруженных Сил бессменно, как и Верховный Главнокомандующий, находился талантливый организатор, военачальник со стратегическим мышлением генерал армии Андрей Васильевич Хрулёв.

Характеризуя отношение И.В.Сталина к отдельным военачальникам, Г.К.Жуков отмечает: «Нельзя не сказать здесь доброе слово о А.В.Хрулёве, с мнением которого Верховный очень считался и часто с ним советовался по широким вопросам снабжения войск». Следует добавить, что его уважал лично Маршал Г.К.Жуков и другие видные военачальники.

В послевоенный период многое для развития и дальнейшего совершенствования тыловых органов и служб сделали: выдающийся полководец Маршал Советского Союза И.Х.Баграмян и уважаемый всеми Маршал Советского Союза С.К.Куркоткин.

В дальнейшем, с учетом складывающейся геополитической обстановки, с переходом страны на рыночные условия, перестраивался и Тыл Вооруженных Сил, которым с 1997 по 2008 годы руководил начальник Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации – заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии В.И.Исаков.

Фотоархив

Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны